Искусственный интеллект Sora разрабатываемый OpenAI уже сейчас вызывает тревогу в Голливуде. Несмотря на то, что AI-инструменты могут изменить визуальные эффекты и стать доступными для любителей кино, им все же не хватает живого человеческого задора, необходимого для соприкосновения с массовой аудиторией. Это заставляет задуматься о будущем кинематографа и значимости человеческой составляющей в нем.
После года быстрого развития, следовавшего за публичным дебютом ChatGPT, начало казаться, что искусственный интеллект потерял способность шокировать. Затем появилась демонстрация Sora. На презентации 16 февраля модель текст в видео от OpenAI мгновенно создавала яркие, фотореалистичные сцены по сложным запросам, поразив зрителей по всему миру, особенно в Голливуде. Например, Тайлер Перри, по сообщениям, был так потрясен демонстрацией, что неделей позже приостановил запланированное расширение своей студии в Атланте на сумму в $800 миллионов. Зачем строить сеты снова, когда компьютерная программа может генерировать их одним нажатием клавиши?
Однако не все в шоу-бизнесе опускают руки перед наступающей автоматизацией от искусственного интеллекта в их отрасли. 27 февраля группа сценаристов А-листа, включая Акелу Купер, автора M3GAN, и Шейна Блэка из «Железного человека 3», объявили о совместно разработанной технологической платформе под названием Gauntlet. Цель Gauntlet — сохранить человеческий фактор в процессе разработки в момент, когда крупные решающие лица все больше полагаются на инструменты ИИ для оценки сценариев. Это последний признак того, что многие в Голливуде считают человеческий элемент творчества незаменимым и недублируемым, и его стоит сохранить любой ценой.
«ИИ запутает нас в матрице, где никто из нас не будет знать, что такое реальность,» — заявила президент SAG-AFTRA Фрэн Дрешер на церемонии SAG Awards 24 февраля. «Если изобретатель лишен эмпатии и духовности, возможно, это не тот изобретатель, который нам нужен.»
Дрешер провела большую часть 2023 года ведя переговоры о новом контракте для Союза киноактеров, при этом ИИ стал огромной проблемой — как и во время параллельной забастовки сценаристов. Актеры не хотели, чтобы их образы использовались в будущих проектах без согласия, а сценаристы не хотели непреднамеренно дополнять истории, созданные алгоритмом, среди других проблем для обеих гильдий. В конце концов, каждая из них успешно обеспечила регулирование того, как ИИ будет внедряться в их области, хотя некоторые считают, что этого недостаточно.
Недавно агентство талантов WME объединилось с компанией по ИИ Vermillio, чтобы предложить дополнительную защиту своему клиентскому базису от несанкционированного использования их образов и интеллектуальной собственности. Возможно, будут последовать еще более строгие правила, и Голливуд сохранит больше своей гуманности. Или по крайней мере, такова была надежда, прежде чем все увидели Sora.
Последнее предложение OpenAI во многих отношениях более продвинуто, чем все, что когда-либо было подобным, например, Gen-2 от Runway. Компания утверждает, что Sora, названная по японскому слову для неба, может населить любую воображаемую сцену несколькими различными персонажами, динамичным диапазоном движения и удивительно точными деталями высокой четкости. Его ветер дует как настоящий ветер, его вода течет и бурлит, и все, что касается этих элементов, реагирует соответственно. Как описывает сайт OpenAI, «Модель понимает не только то, что пользователь запросил в подсказке, но и то, как эти вещи существуют в физическом мире». Вдобавок, его максимальная длина в 60 секунд значительно превосходит 4-18 секунд у Runway. Хотя некоторые начинающие режиссеры уже экспериментировали с платформами, такими как Midjourney, для создания небольших фрагментов с некоторым успехом, модель OpenAI обещает освободить мир от ограничений.
Однако наиболее срочные последствия Sora для кино- и телевизионной индустрии заключаются не только в его способности мгновенно создавать «стильную женщину в Токио». Предположительно у него есть редактирование видео в видео, что означает, что пользователи могут вставлять в его симулированные миры все, что снимали в реальном мире. «Гибкость выборки» модели также позволяет им видеть тот же запрос с других точек зрения, как цифровой паноптикон. С такими достижениями, Тайлер Перри прав, предвидя возможности сокращения бюджета, которые представляет собой Sora. Он обладает способностью экономить затраты на производство, не только на спецэффектах и предварительной визуализации, но и на задачах второго юнита, таких как съемка общих и мастер-планов.
Конечно, компромиссом за все это сокращение расходов будет потеря многих рабочих мест.
Помимо проблем, о которых актеры и сценаристы вели переговоры в прошлом году, инсайдеры Голливуда боятся, что революция ИИ вытеснит художников по визуальным эффектам, звукоинженеров и многих других. Недавнее исследование, проведенное среди 300 лидеров индустрии развлечений, оценивает потерю почти 204 000 рабочих мест за ближайшие три года. В дни после демонстрации Sora, работники и художники в индустрии кажется еще более напуганными, и технология еще не вышла на рынок.
Никто не знает, как Sora изменится между настоящим временем и его окончательным выпуском. OpenAI утверждает, что его инженеры в настоящее время «взаимодействуют с законодателями, педагогами и художниками по всему миру, чтобы понять их опасения и выявить положительные случаи использования этой новой технологии». Возможно, некоторые из его возможностей будут сокращены к моменту его широкого распространения. Или, может быть, только после того, как миллионы пользователей получат доступ, его ошибки и неточности станут очевидными. Даже если он окажется таким удивительным, как кажутся демонстрации, и вытеснит многие технические специальности, не стоит дышать замирая в ожидании, что Sora демократизирует развлечения.
По мере того как эта технология продолжает развиваться, скоро может стать возможным заставить Sora видеть полнометражный фильм ужасов в стиле Джордана Пила. Но это не означает, что такие запросы создадут что-то стоящее для просмотра за пределами новизны его существования. Предоставив возможность создавать все, что они хотят увидеть, люди неизбежно узнают, насколько сложно создать фильм или шоу, которое хотел бы посмотреть кто-то еще, не говоря уже о том, чтобы это хотел посмотреть каждый.
Способность выполнить запросы не обязательно переводится в способность удовлетворить ожидания по качеству. Если пользователь попросит Sora сделать странный, смешной фильм о подъеме и падении BlackBerry — предполагая, что он в конечном итоге сможет создавать видео длиной более 60 секунд — каковы шансы, что модель сделает те же самые выборы относительно диалога, темпа и развития персонажей, как в культовом критическом хите прошлого года? Как она сможет передать мир такой специфической, как Театральный лагерь 2023 года, без общего жизненного опыта команды по написанию и режиссуре?
Большая часть кинематографической магии, которая больше всего цепляет зрителей, является результатом совместного процесса с видением на вершине. Она возникает только из устранения недостатков многочисленных черновиков сценариев, спонтанности в день съемок и свежих вдохновений в монтажной студии. Просто потому что приложение текст-в-видео может создать стильную женщину в Токио, это не означает, что оно может создать стильный фильм о женщине в Токио. Оно может изобразить выражение удивления и любопытства монстра на уровне Pixar, но сможет ли оно придумать истории, которые вызывают эти чувства у зрителей?
Даже если некоторые опасения относительно качества фильмов, созданных ИИ, обоснованы, спрос на них пока кажется довольно вялым. Согласно недавнему исследованию Morning Consult среди 2201 взрослого населения США, потребители в два раза больше заинтересованы в фильмах и телешоу, созданных исключительно людьми, чем в тех, созданных исключительно ИИ. И это еще до того, как аудитории хорошо знакомы с последними, кроме тех неловких серий South Park, созданных ИИ в прошлом году.
Если какие-то высокопоставленные представители Голливуда начали представлять себе список проектов, созданных ИИ, после просмотра демонстрации Sora, то, как недавно предложил писатель Джоэл Ким Бустер, возможно, именно исполнительных директоров стоит заменить ИИ.